Интегрированная автоматизированная информационная система «е-Минфин» (далее – Система, е-МФ) предназначена для комплексной автоматизации (бизнес-процессов) МФ РК по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг.
Система обеспечивает единую информационно-технологическую инфраструктуру в сфере управления финансами РК, создаваемую путем интеграции информационных ресурсов МФ РК и его комитетов в централизованную информационную систему с единой конфигурацией и обеспечением безопасного и надежного доступа к ее приложениям и ресурсам.
ИАИС «е-Минфин» заключается в создании качественно новой, управляемой ИТ-архитектуры МФ РК и повышении, прозрачности и эффективности по каждому направлению деятельности МФ РК и его комитетов.
Цель
Расширение и развитие «Электронного правительства», т.е создание нового составляющего компонента ИАИС «е-Минфин», предназначенного для комплексной автоматизации административных процедур по исполнению МФ РК и его структурными подразделениями государственных функций и предоставлению государственных услуг.
Задачи
- обеспечить достоверность данных ИАИС «е-Минфин» путем интегрирования с компонентами «электронного правительства»;
- исключить дублирование функций в информационных системах и информационных потоках данных между комитетами и центральным аппаратом МФ РК;
- гарантировать качество и оперативность предоставления информационных, интерактивных, транзакционных услуг для населения, бизнеса и государственных органов;
- снизить издержки на сопровождение и администрирование всей информационной структуры;
- создать гибкую информационную систему – с высокой степенью адаптации к изменениям законодательства РК, не требующую значительных затрат.
- повысить качество управленческих решений и эффективность контроля в области управления бюджетными ресурсами и государственными финансами;
- повысить эффективность управления и сократить непроизводительные затраты;
- повысить эффективность предоставления государственных услуг для населения и бизнес-сообщества.
Преимущества для государства
- Оперативность и повышение эффективности взаимодействия государственных ведомств
Все сопутствующие процессы по управлению бюджетом переведены в электронный формат, централизованы, что сделало межведомственное взаимодействие более эффективным. - Качество и достоверность
Автоматическая консолидация информации позволяет исключить «человеческий фактор»; - Экономия
Снижение издержек и трудовых ресурсов на сбор и консолидацию большого количества отчетов;
Преимущества для населения и бизнеса
- Cнижение административных барьеров и повышение оперативности и качества оказания услуг Министерством финансов РК и его структурными подразделениями;
- Электронная аккредитация аудиторов, получение лицензий в рамках компетенции МФ РК и др.;
- Возможность создания новых электронных услуг, таких как электронные аукционы по продаже недвижимости несостоятельных должников и др.;
- Онлайн доступ к информации по исполнению бюджета страны;
Статистика
- 200 форм финансовой отчетности
- 50 автоматизированных функций Министерства финансов
- 23 тыс. - число зарегестрированных пользователей Министерства финансов
Проект е-Минфин в части мер государственной поддержки (МГП)
Система подсубъектного мониторинга мер государственной поддержки предназначена для оценки эффективности мер государственной поддержки (финансовых) субъектам предпринимательства. Оценка осуществляется в соответствии с Методикой проведения анализа эффективности реализации предоставления мер государственной поддержки по бюджетной, финансово-экономической и социально-экономической эффективности.
Система как информационно-аналитический инструмент консолидирует данные статистической информации по субъектам предпринимательства, производительности, эффективности (бюджетная, финансово-экономическая, социально-экономическая), электронным счет-фактурам, экспорте и импорте.
Система позволяет произвести оценку эффективности мер государственной поддержки в разрезе государственных программ (Нурлы жол, ДКБ, ГПИИР, НПА, Экономика простых вещей, План совместных действий, Развитие АПК, ДКЗ (COVID-19), Занятость).
Основной функциональный состав Интегрированной автоматизированной информационной системы «е-Минфин»
Основные функции подсистемы СУР/ФК:
- Осуществление финансового контроля;
- Контроль качества;
- Ситуационный центр;
- Сервер анализа рисков;
- Настройка процесса оценки рисков;
- Планирование финансового контроля;
- Формирование отчетов.
Данные функции обеспечивают выполнение следующих основных задач создания и внедрения СУР/ФК:
- повышение качества планирования деятельности в области внутреннего государственного финансового контроля;
- обратная связь с объектом аудита в режиме онлайн;
- возможность одновременно проводить аудит на нескольких объектах аудита;
- минимизация коррупционных рисков, исключение прямого контакта с объектом аудита;
- сокращение командировочных расходов;
- автоматизация процессов оценки рисков, формирования перечня государственного аудита и проведения проверок государственного аудита;
- повышение прозрачности в области внутреннего государственного финансового контроля;
- внедрение инструмента, содействующего принятию управленческих решений;
- повышение качества управления деятельностью территориальных подразделений КВГА;
- сосредоточение контроля только на субъектах, которые могут создать риск в контролируемой сфере;
- увеличение охвата контроля и мониторинга объектов;
- снижение расходов бюджетных средств на осуществление финансового контроля;
- повышение эффективности финансового контроля.
Основные функции подсистемы Кадры:
- кадровый учет;
- мониторинг государственных служащих;
- сокращение трудовых и временных затрат на актуализацию информации;
- ведение организационной структуры МФ РК;
- обеспечение кадровых служб и руководства эффективными инструментами для формирования оперативной отчетности и средствами анализа;
- расчет заработной платы;
- расчет командировочных расходов
Подсистема БУ позволяет осуществлять следующие основные функции:
1) Свод периодической и годовой бухгалтерской отчетности по исполнению плана финансирования по МФ РК:
- ввод и хранение первичных и промежуточных финансовых документов;
- сквозной контроль прохождения госбюджетных средств по отраслевой вертикали;
- ведение госбюджетных классификаторов;
- учет основных средств организации;
- закупки и учет материальных ценностей;
- расчеты в иностранных валютах;
- поддержка бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства РК.
2) Ведение ежедневного бухгалтерского учета и контроль исполнения плана финансирования:
- формирование единой информационной базы обработки первичных бухгалтерских документов;
- ведение аналитического учета в разрезе специфик и источников финансирования;
- поддержка оформления всех необходимых хозяйственных операций;
- сбор, накопление и хранение аналитических и синтетических данных о проведенных бухгалтерских проводках;
- анализ результатов проведенных операций.
3) Интеграция с ИИСК в части обмена данными по планам, договорам, счетам к оплате, отчетности и т.д..
Основные функции законодательной подсистемы:
- ведение учета поступающих судебных и исполнительных документов, регулярное пополнение движения дел (временное исполнение, продление, окончательное исполнение);
- контроль за исполнением судебных и исполнительных документов;
- поиск документов по данным взыскателя (взыскателя), по дате поступления, по дате исполнения, по наименованию судов, по объекту иска (виду правонарушения);
- составление отчетов.
Основные функции подсистемы ГЗК:
- планирование, обслуживание и погашения бюджетных кредитов;
- учет выпущенных специальных государственных ценных бумаг на внутреннем рынке;
- мониторинг получения, погашения и обслуживания государственных займов;
- мониторинг государственных обязательств по договором государственно-частного партнерства;
- регистрация договоров по бюджетным кредитам, займам и ГЧП;
- формирование отчетности по государственному долгу;
- обеспечение учета долговых обязательств по правительственным требованиям, возникающих в результате бюджетного кредитования.
Основные функции подсистемы Консолидация:
- настройка правил и сроков предоставления, правил сопоставления и консолидации отчетности;
- настройка взаимопогашаемых операций – операций, осуществляемых при формировании государственного бюджета и бюджета области, а также отчетов об исполнении, связанные с исключением сумм трансфертов, бюджетных кредитов и других денег, передаваемых из одного уровня бюджета на другой, в целях исключения двойного учета;
- предоставление государственными учреждениями, администраторами бюджетных программ, уполномоченными органами по исполнению бюджетов следующих видов консолидированной и отдельной отчетности:
- финансовая отчетность;
- бюджетная отчетность;
- отчет о кредиторской и о дебиторской задолженности;
- отчетность по исполнению бюджетов;
- отчет о движении денег на КСН НФ;
- отчетность по мониторингу исполнения доходной части республиканского бюджета;
- отчетность по мониторингу реализации бюджетных программ, бюджетных инвестиционных проектов, целевых трансфертов;
- согласование уполномоченными органами по исполнению бюджетов и администраторами бюджетных программ соответствующих данных отчетности;
- консолидация отчетности, в том числе с учетом документов взаимопогашаемых операций.
Основными функциями АЦ являются формирование отчетности:
- отчетов по исполнению доходной и расходной части государственного бюджета;
- о дебиторской и кредиторской задолженности за счет бюджетных и прочих средств;
- о движении денег на КСН НФ РК;
- отчетов для международных статистических организаций и иных организаций;
- отчетов для формирования статистического бюллетеня МФ РК;
- отчетов по платным услугам;
- отчетов о поступлении и расходовании денег от благотворительной и спонсорской и помощи;
- отчетов для мониторинга межбюджетных отношений РК;
Подсистемой ИШ реализуются следующие функции:
- информационное взаимодействие Интегрированной информационной системы казначейства Комитета казначейства МФ РК и Системы информационного обмена правоохранительных и специальных органов Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (ИИСК - СИО ПСО);
- информационное взаимодействие АИС «Электронные государственные закупки» МФ РК и информационной системы ГБД «е-Лицензирование» Министерства юстиции РК (АИС ЭГЗ - ГБД ЕЛ);
- взаимодействие ИАИС «е-Минфин» МФ РК со шлюзом «электронного правительства» МИК РК в целях интеграции с Государственной базой данных «Физические лица» МЮ РК (е-Минфин - ГБД ФЛ);
- взаимодействие ИАИС «е-Минфин» МФ РК со шлюзом «электронного правительства» МИК РК в целях интеграции с Государственной базой данных «Юридические лица» МЮ РК (е-Минфин - ГБД ЮЛ);
- информационное взаимодействие ИАИС «е-Минфин» МФ РК и ИИС «е-Статистика» Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК (на момент реализации Агентство Республики Казахстан по статистике) (е-Статистика - е-Минфин);
- информационное взаимодействие подсистемы «Исполнение государственного бюджета в части государственного заимствования и кредитования» ИАИС «е-Минфин» и автоматизированной информационной системы АО «Центральный депозитарий ценных бумаг»;
- информационное взаимодействие подсистемы «Исполнение государственного бюджета в части государственного заимствования и кредитования» ИАИС «е-Минфин» и автоматизированной информационной системой «Модуль взаимодействия АО «Казахстанская фондовая биржа» с торговой маркой «KASE» (ГЗК - KASE);
- информационное взаимодействие ИАИС «е-Минфин» (подсистема «Управление кадровым потенциалом, формирование и предоставление отчетов по кадровому составу МФ РК») и информационной системы «Е-қызмет» (Кадры - Е-қызмет);
- информационное взаимодействие ИАИС «е-Минфин» МФ РК и автоматизированной информационной подсистемой «Ведение нормативно-справочной информации в Национальном Банке Республики Казахстан» Национального Банка Республики Казахстан (е-Минфин - АИП НБ РК);
- информационное взаимодействие ИАИС «е-Минфин» (подсистема «Хранилище данных, включая НСИ и Архив исторических данных») МФ РК и ИИС Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (е-Минфин - ИИС СК);
- информационное взаимодействие ИАИС «е-Минфин» (подсистема «Хранилище данных, включая НСИ и Архив исторических данных») МФ РК и автоматизированной системы Платежный шлюз «электронного правительства» МЦРиАП РК (е-Минфин - ПШЭП);
- информационное взаимодействие подсистемы «Хранилище данных, включая НСИ и Архив исторических данных» ИАИС «е-Минфин» с информационной системой «Социальная помощь» МТЗСН РК;
- информационное взаимодействие подсистемы «Хранилище данных, включая НСИ и Архив исторических данных» ИАИС «е-Минфин» с информационной подсистемой «Единая нормативно-справочная информация» web-портала «Электронное правительство» МЦРиАП РК;
- информационное взаимодействие между подсистемой «Хранилище данных, включая НСИ и Архив исторических данных» ИАИС «е-Минфин» и информационной системой «Регистраторская информационная система» Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в части передачи;
- информационное взаимодействие между подсистемой «Лицензирование аудиторской деятельности» ИАИС «е-Минфин» и Автоматизированной информационной системой «Единая страховая база данных» АО «Государственное кредитное бюро»;
- информационное взаимодействие между подсистемой «Финансовый контроль. Система управления рисками» ИАИС «е-Минфин» и Информационной системой «Единый реестр субъектов и объектов проверок» КПСиСУ ГП РК;
- информационное взаимодействие между подсистемой «Хранилище данных, включая НСИ и Архив исторических данных» ИАИС «е-Минфин» и информационной системой «Национальный шлюз Республики Казахстан» Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;
- информационное взаимодействие между подсистемой «Управление кадровым потенциалом, формирование и предоставление отчетов по кадровому составу Министерства финансов Республики Казахстан» ИАИС «е-Минфин» и информационной системой «Записи актов гражданского состояния» Министерства юстиции Республики Казахстан;
- информационное взаимодействие между подсистемой «Хранилище данных, включая НСИ и Архив исторических данных» ИАИС «е-Минфин» и Единой автоматизированной информационно-телекоммуникационной системой Агентства РК по противодействию коррупции;
- информационное взаимодействие между подсистемой «Управление кадровым потенциалом, формирование и предоставление отчетов по кадровому составу Министерства финансов Республики Казахстан» ИАИС «е-Минфин» и информационной системой «Мониторинг государственных служащих» Администрации Президента Республики Казахстан;
- информационное взаимодействие между подсистемой «Хранилище данных, включая НСИ и Архив исторических данных» ИАИС «е-Минфин» и информационной системой «Веб-портал уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организации» (ИС «FINSEC.KZ») Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка;
- информационное взаимодействие между подсистемой «Хранилище данных, включая НСИ и Архив исторических данных» ИАИС «е-Минфин» и информационной системой акимата Павлодарской области
Основными функциями ХД являются:
- возможность в удобном виде получения данных в разрезе необходимых показателей (витрина данных);
- обеспечение единого управления и представления нормативно-справочной информации для Министерства в рамках объема проекта Е-Минфин;
- Управление НСИ осуществляется только в части НСИ, являющейся общей для всех ведомств (комитетов) МФ РК, т.е. специфичные справочники Комитетов и ведомств, которые не дублируются в других системах не включаются в Управление НСИ;
- единое представление оперативных и аналитических данных в рамках отдельных Комитетов МФ РК;
- хранение и представление аналитических данных (и при необходимости оперативных данных) от Комитетов для МФ РК;
- обеспечение непротиворечивости данных, используемых для принятия решений в МФ РК;
- оптимизацию информационных потоков, повышение их актуальности и достоверности.
Основные функции подсистемы Web-портал:
- предоставление возможности пользователям ИАИС «е-Минфин» саморегистрации с использованием сертификата НУЦ РК;
- аутентификация и авторизация на Web-портале с использованием сертификата НУЦ РК
- аутентификация и авторизация пользователя в единой точке входа подсистем ИАИС «е-Минфин».
Интегрированная автоматизированная информационная система «Е-Минфин», в рамках ввода в промышленную эксплуатацию, согласно Закону Республики Казахстан «Об информатизации», прошла аттестационное обследование на соответствие требованиям информационной безопасности. По результатам обследования, информационная система «е-Минфин» получила Аттестат соответствия информационной системы требованиям информационной безопасности и принятым на территории Республики Казахстан стандартам №184.2015.149.
На основании полученного Аттестата, Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 марта 2016 года №127 информационная система «е-Минфин» была введена в промышленную эксплуатацию.