Интегрированная автоматизированная информационная система «е-Минфин» (далее – Система, е-МФ) предназначена для комплексной автоматизации (бизнес-процессов) МФ РК по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг.
Система обеспечивает единую информационно-технологическую инфраструктуру в сфере управления финансами РК, создаваемую путем интеграции информационных ресурсов МФ РК и его комитетов в централизованную информационную систему с единой конфигурацией и обеспечением безопасного и надежного доступа к ее приложениям и ресурсам.
ИАИС «е-Минфин» заключается в создании качественно новой, управляемой ИТ-архитектуры МФ РК и повышении, прозрачности и эффективности по каждому направлению деятельности МФ РК и его комитетов.
Цель
Расширение и развитие «Электронного правительства», т.е создание нового составляющего компонента ИАИС «е-Минфин», предназначенного для комплексной автоматизации административных процедур по исполнению МФ РК и его структурными подразделениями государственных функций и предоставлению государственных услуг.
Задачи
- обеспечить достоверность данных ИАИС «е-Минфин» путем интегрирования с компонентами «электронного правительства»;
- исключить дублирование функций в информационных системах и информационных потоках данных между комитетами и центральным аппаратом МФ РК;
- гарантировать качество и оперативность предоставления информационных, интерактивных, транзакционных услуг для населения, бизнеса и государственных органов;
- снизить издержки на сопровождение и администрирование всей информационной структуры;
- создать гибкую информационную систему – с высокой степенью адаптации к изменениям законодательства РК, не требующую значительных затрат.
- повысить качество управленческих решений и эффективность контроля в области управления бюджетными ресурсами и государственными финансами;
- повысить эффективность управления и сократить непроизводительные затраты;
- повысить эффективность предоставления государственных услуг для населения и бизнес-сообщества.
Преимущества для государства
- Оперативность и повышение эффективности взаимодействия государственных ведомств
Все сопутствующие процессы по управлению бюджетом переведены в электронный формат, централизованы, что сделало межведомственное взаимодействие более эффективным. - Качество и достоверность
Автоматическая консолидация информации позволяет исключить «человеческий фактор»; - Экономия
Снижение издержек и трудовых ресурсов на сбор и консолидацию большого количества отчетов;
Преимущества для населения и бизнеса
- Cнижение административных барьеров и повышение оперативности и качества оказания услуг Министерством финансов РК и его структурными подразделениями;
- Электронная аккредитация аудиторов, получение лицензий в рамках компетенции МФ РК и др.;
- Возможность создания новых электронных услуг, таких как электронные аукционы по продаже недвижимости несостоятельных должников и др.;
- Онлайн доступ к информации по исполнению бюджета страны;
Статистика
Согласно данным ИАИС «е-Минфин» за 2024 год:
- более 23 тысяч зарегистрированных пользователей по состоянию на 2024 год
- 39 подключений к сервисам (4 новых сервиса за 2024 год)
- Переход на платежный стандарт ISO 20022
- Реализован функционал по взаимодействию с ЕврАзЭС и ЕЭК в рамках ОП75 ОП49
Взаимодействие с ИАС SDU по передачи доходной/расходной части бюджета.
Бюджетное кредитование:
- Реализован трехсторонний договор на Республиканском уровне между МФ РК – другими Министерствами (АБП) – Акиматами (МИО).
- Реализован функционал заключения договор на областном уровне ПА-АБП-МИО (Область/Район)
Основной функциональный состав Интегрированной автоматизированной информационной системы «е-Минфин»
Основные функции подсистемы СУР/ФК:
- Осуществление финансового контроля;
- Контроль качества;
- Онлайн бюджетный мониторинг;
- Сервер анализа рисков;
- Настройка процесса оценки рисков;
- Планирование финансового контроля;
- Формирование отчетов.
Данные функции обеспечивают выполнение следующих основных задач создания и внедрения СУР/ФК:
- повышение качества планирования деятельности в области внутреннего государственного финансового контроля;
- обратная связь с объектом аудита в режиме онлайн;
- возможность одновременно проводить аудит на нескольких объектах аудита;
- минимизация коррупционных рисков, исключение прямого контакта с объектом аудита;
- сокращение командировочных расходов;
- автоматизация процессов оценки рисков, формирования перечня государственного аудита и проведения проверок государственного аудита;
- повышение прозрачности в области внутреннего государственного финансового контроля;
- внедрение инструмента, содействующего принятию управленческих решений;
- повышение качества управления деятельностью территориальных подразделений КВГА;
- сосредоточение контроля только на субъектах, которые могут создать риск в контролируемой сфере;
- увеличение охвата контроля и мониторинга объектов;
- снижение расходов бюджетных средств на осуществление финансового контроля;
- повышение эффективности финансового контроля.
- Профиля рисков – выявление рисковых платежей по данным казначейства, портала гос. Закупок, систем планирования бюджета, электронных счет фактур;
- Анализ отклонений: Выявление отклонений от бюджета, для оперативного реагирования на финансовые риски;
- Мониторинг от планирования до исполнения бюджета.
«Онлайн бюджетный мониторинг» компонент подсистемы «СУР/ФК» ИАИС «е-Минфин» реализован в рамках указа президента для Комитета внутреннего государственного аудита.
Основные функции компонента «Онлайн бюджетный мониторинг»
- Мониторинг от планирования до исполнения бюджета;
- Профиля рисков – выявление рисковых платежей по данным казначейства, портала гос. Закупок, систем планирования бюджета, электронных счет фактур;
- Анализ отклонений: Выявление отклонений от бюджета, что позволяет оперативно реагировать на финансовые риски.
Основные функции подсистемы «Кадры» включают в себя:
- Ведение организационной структуры гос.органа;
- Ведение карточки по табельному номеру сотрудника;
- Ведение мероприятии по персоналу (приказы);
- Ведение табеля учета рабочего времени и согласование/подписание с помощью ЭЦП;
- Управление рабочим временем;
- Ведение базовых величин РК;
- Обработка межрасчетов;
- Драйвер расчета ЗП (расчет начислений, налогов и прочих удержаний);
- Формирование расчетно-платежной ведомости;
- Формирование и отправка платежей по ЗП, по налогам, по внешним перечислениям, проф.взносы, партийные взносы, удержания на ЖССБ, удержания на страхование жизни, удержания на алименты/отчисления, перечисление по наследству;
- Формирование SWIFT файла для проведения платежей по ЗП;
- Формирование прогона проводок по ЗП;
- Формирование Мемориального ордера №5;
- Перенос документов проводок по ЗП в Главную книгу / Сторон документов проводок;
- Обработка возвратов / Обработка возвратов по лицевым счетам;
- Обработка отпусков будущего периода;
- Расчет среднего ЗП;
- Расчет резерва неиспользованных отпусков и перенос в Главную книгу;
- Формирование и отправка расчетного листа;
- Ввод и перечисление аванса по командировочным расходам;
- Перенос документов проводок по командировке в Главную книгу / Мемориальный ордер №8;
- Формирование авансового отчета по командировочным расхода
Подсистема БУ позволяет осуществлять следующие основные функции:
1) Свод периодической и годовой бухгалтерской отчетности по исполнению плана финансирования по МФ РК:
- ввод и хранение первичных и промежуточных финансовых документов;
- сквозной контроль прохождения госбюджетных средств по отраслевой вертикали;
- ведение госбюджетных классификаторов;
- учет основных средств организации;
- закупки и учет материальных ценностей;
- расчеты в иностранных валютах;
- поддержка бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства РК.
2) Ведение ежедневного бухгалтерского учета и контроль исполнения плана финансирования:
- формирование единой информационной базы обработки первичных бухгалтерских документов;
- ведение аналитического учета в разрезе специфик и источников финансирования;
- поддержка оформления всех необходимых хозяйственных операций;
- сбор, накопление и хранение аналитических и синтетических данных о проведенных бухгалтерских проводках;
- анализ результатов проведенных операций.
3) Интеграция с ИИСК в части обмена данными по планам, договорам, счетам к оплате, отчетности и т.д..
Основные функции законодательной подсистемы:
- Ведение учета поступающих судебных и исполнительных документов, регулярное пополнение движения дел (временное исполнение, продление, окончательное исполнение);
- Контроль за исполнением судебных и исполнительных документов;
- Поиск документов по данным взыскателя, по дате поступления, по дате исполнения, по наименованию судов, по объекту иска (виду правонарушения);
- Ведение карточки участников дел, заполнение данных по физическим и юридическим лицам;
- Ведение и дополнение участвующего лица/организации с указанием в качестве кого выступает тот или иной участник дело (ответчик, соответчик, третье лицо, истец, заинтересованное лицо);
- Ведение карточки документа, согласно судебным инстанциям (первая, кассационная, апелляционная, надзорная);
- Ведение судебных документов, с постоянным дополнением в дело (доверенность, ходатайство, исполнительный лист, отзыв, постановление ПРК, предложение судебного исполнителя, судебный акт, судебная повестка/судебное извещение, возражение, заявление, жалоба);
- Составление и проверка отчетностей. Формирование периодической, полугодовой и годовой отчетности по судебным актам и исковой работе по взысканию задолженности в разрезе областей, по категориям взыскания задолженности с бюджетных организации и ведомств, сведения об исках и т.д.
Основные функции подсистемы ГЗК:
- планирование, обслуживание и погашения бюджетных кредитов;
- учет выпущенных специальных государственных ценных бумаг на внутреннем рынке;
- мониторинг получения, погашения и обслуживания государственных займов;
- мониторинг государственных обязательств по договору государственно-частного партнерства;
- электронное заключение, подписание и регистрация договоров по бюджетным кредитам;
- регистрация договоров по займам и ГЧП;
- формирование отчетности по государственному долгу;
- обеспечение учета долговых обязательств по правительственным требованиям, возникающих в результате бюджетного кредитования.
Основные функции подсистемы Консолидация:
- настройка правил и сроков предоставления, правил сопоставления и консолидации отчетности;
- настройка взаимопогашаемых операций – операций, осуществляемых при формировании государственного бюджета и бюджета области, а также отчетов об исполнении, связанные с исключением сумм трансфертов, бюджетных кредитов и других денег, передаваемых из одного уровня бюджета на другой, в целях исключения двойного учета;
- предоставление государственными учреждениями, администраторами бюджетных программ, уполномоченными органами по исполнению бюджетов следующих видов консолидированной и отдельной отчетности:
- финансовая отчетность;
- бюджетная отчетность;
- отчет о кредиторской и о дебиторской задолженности;
- отчет данные об исполнении бюджета-республиканский бюджет;
- отчет данные об исполнении бюджета-местный бюджет;
- отчет по исполнению бюджета;
- отчет о движении денег на КСН НФ;
- отчет освоение местных бюджетных программ;
- отчетность по мониторингу реализации бюджетных программ, бюджетных инвестиционных проектов, целевых трансфертов;
- отчет Годовая консолидированная финансовая отчетность;
- согласование уполномоченными органами по исполнению бюджетов и администраторами бюджетных программ соответствующих данных отчетности;
- консолидация отчетности, в том числе с учетом документов взаимопогашаемых операций.
Основными функциями АЦ являются формирование отчетности:
- отчетов по исполнению доходной и расходной части государственного бюджета;
- о дебиторской и кредиторской задолженности за счет бюджетных и прочих средств;
- о движении денег на КСН НФ РК;
- отчетов для международных статистических организаций и иных организаций;
- отчетов для формирования статистического бюллетеня МФ РК;
- отчетов по платным услугам;
- отчетов о поступлении и расходовании денег от благотворительной и спонсорской и помощи;
- отчетов для мониторинга межбюджетных отношений РК;
- отчетов по исполнению республиканского бюджета в рамках годового отчета Правительства Республики Казахстан;
- отчетов по исполнению бюджета.
Подсистема "Интеграционная шина" ИАИС "е-Минфин" предназначена для автоматизированного обмена данными между различными государственными информационными системами для повышения прозрачности и эффективности государственного финансового управления, которая обеспечивает передачу данных сведений о бюджетном исполнении, налоговых и таможенных поступлениях, платежах, кадровых данных, а также информацию о государственных учреждениях.
- Сервис для передачи данных по резерву Правительства в информационную систему государственного планирования из ИАИС «е-Минфин»
- Универсальный сервис по предоставлению бюджетной отчетности из ИАИС «е-Минфин»
- Универсальный сервис по предоставлению отчетов из ИАИС «е-Минфин» (ДЗБ, КЗП)
- Сервис передачи данных ЕХД БО в ИС "Государственного имущества"
- Сервис приёма остатков по счетам из учетных бухгалтерских информационных систем государственных органов
- Сервис приема данных из учетных бухгалтерских информационных систем государственных органов
- Сервис для передачи сведений по исполнению бюджета
- Сервис для отправки уведомлений объекту аудита по интеграции модуля ЭВГА с АИИС «ЭГЗ» получение сведений о зачислении и распределении сумм ввозных таможенных пошлин и сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин
- Сервис передачи данных в ИС ИСНА по запросу
- Сервис предоставления данных КФО
- Сервис передачи сведений о госпошлине ИИСК МФ РК из ИАИС «е-Минфин» в Веб - портал ИС «FINSEC.KZ»
- Сервис передачи данных о поступлении по коду классификации бюджета (форма 2-43)
- Сервис передачи сведений расходной части бюджета (формы 5-52, 5-42, 5-34, 4-20, 2-19, 2-11)
- Сервис передачи деталей периодических обязательств (форма 4-09)
- Сервис по передаче данных по исполнению расходной части республиканского бюджета ИИСК из ИАИС «е-Минфин» в ИСГП
- Сервис по передаче данных по исполнению доходной части республиканского бюджета ИИСК из ИАИС «е-Минфин» в ИСГП
- Сервис по передаче данных по сотрудникам МФ РК из ИАИС «е-Минфин» в ИС МГС
- Сервис по передаче сведений о договорах Комитета казначейства МФ РК из ИАИС «е-Минфин» в ЕАИТС
- Сервис по передаче сведений о платежах Комитета казначейства МФ РК из ИАИС «е-Минфин» в ЕАИТС
- Сервис по приему статусов утверждения штатных расписаний и передаче положении, должностных инструкции, стратегических планов
- Сервис передачи данных по выплатам АСП из ИАИС «е-Минфин» в АИС «Социальная помощь»
- Сервис по приему параметров версий и статуса утверждения ИПФ/ПФ из ИСГП в ИАИС «е-Минфин»
- Сервис для приема данных по регистрации проверок из ЕРСОП в ИАИС «е-Минфин»
- Сервис передачи сведений о платежах ИИСК МФ РК из ИАИС «е-Минфин» в ИС «Госреестр»
- Сервис по передаче сведений о платежах ИИСК КК МФ РК из ИАИС «е-Минфин» в ИС ИБД
- Сервис по приему справочника ЕБК от ИС ГП в ИАИС «е-Минфин»
- Сервис передачи справочника МСУ/ОГД из ИАИС «е-Минфин» в ИС ГО
- Сервис передачи сведений о платежах ИИСК КК МФ РК из ИАИС «е-Минфин» в ПШЭП
- Сервис передачи сводных данных по сведениям КК МФ РК из ИАИС «е-Минфин» в ИБД КГД МФ РК
- Сервис передачи сведений о платежах на субсидирование из ИАИС «е-Минфин» в РИС МСХ РК
- Сервис передачи отчета об исполнении бюджета по республиканскому бюджету (форма 4-20)
- Сервис передачи сведений по отчету об исполнении бюджета по местному бюджету (форма 4-20)
- Сервис передачи деталей периодических обязательств по местному бюджету (форма 4-09)
- Сервис передачи сведений о деталях отчета по платежам по республиканскому бюджету (форма 0-08)
- Сервис передачи деталей периодических обязательств по республиканскому бюджету (форма 4-09)
- Сервис передачи сведений по государственным учреждениям
- Сервис передачи сведений детального отчета по платежам по местному бюджету (форма 0-08)
Основными функциями ХД и компонента "Нормативно-справочная информация":
- Централизованное хранение данных, поступающих из различных внешних и внутренних источников;
- Автоматический обмен данными с внешними и внутренними системами через API,
- Реализация ETL-процессов для трансформации и загрузки данных в хранилище с минимальными затратами времени и ресурсов;
- Интеграция с внешними платформами для передачи аналитических данных, отчетности или результатов обработки.
- поддержка разнообразных типов справочников и классификаторов, включая иерархические, табличные и другие структуры данных;
- возможность ведения версий данных, включая их историчность, что позволяет отслеживать изменения и использовать данные в соответствующих временных контекстах.
Подсистема «Хранилище данных, включая НСИ и Архив исторических данных» ИАИС «е-Минфин», включающая компонент «Единое хранилище данных бухгалтерских операций (далее-ЕХД БО), обеспечивает прием, хранение и визуализацию данных, поступающих из информационных систем бухгалтерского учета государственных органов.
ЕХД БО позволяет усилить контроль за эффективностью государственных расходов путем проведения онлайн мониторинга бухгалтерского учета государственных органов.
Основные функции системы:
- Единая учетная политика в госорганах;
- Увеличение прозрачности учета;
- Минимизация ошибок и нарушений;
- Интеграционное взаимодействие между системами;
- Улучшение контроля за бюджетными средствами;
- Повышение качества аудита и контроля;
- Постоянный доступ и мониторинг данных;
- Обеспечение безопасности данных;
- Стандартизация и унификация данных.
Основные функции подсистемы Web-портал:
- аутентификация и авторизация пользователя в единой точке входа подсистем ИАИС «е-Минфин»
Интегрированная автоматизированная информационная система «Е-Минфин», в рамках ввода в промышленную эксплуатацию, согласно Закону Республики Казахстан «Об информатизации», прошла аттестационное обследование на соответствие требованиям информационной безопасности. По результатам обследования, информационная система «е-Минфин» получила Аттестат соответствия информационной системы требованиям информационной безопасности и принятым на территории Республики Казахстан стандартам №184.2015.149.
На основании полученного Аттестата, Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 марта 2016 года №127 информационная система «е-Минфин» была введена в промышленную эксплуатацию.