Интегрированная автоматизированная информационная система «е-Минфин» (далее – Система, е-МФ) предназначена для комплексной автоматизации (бизнес-процессов) МФ РК по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг.
Система обеспечивает единую информационно-технологическую инфраструктуру в сфере управления финансами РК, создаваемую путем интеграции информационных ресурсов МФ РК и его комитетов в централизованную информационную систему с единой конфигурацией и обеспечением безопасного и надежного доступа к ее приложениям и ресурсам.
ИАИС «е-Минфин» заключается в создании качественно новой, управляемой ИТ-архитектуры МФ РК и повышении, прозрачности и эффективности по каждому направлению деятельности МФ РК и его комитетов.
Цель
Расширение и развитие «Электронного правительства», т.е создание нового составляющего компонента ИАИС «е-Минфин», предназначенного для комплексной автоматизации административных процедур по исполнению МФ РК и его структурными подразделениями государственных функций и предоставлению государственных услуг.
Задачи
- обеспечить достоверность данных ИАИС «е-Минфин» путем интегрирования с компонентами «электронного правительства»;
- исключить дублирование функций в информационных системах и информационных потоках данных между комитетами и центральным аппаратом МФ РК;
- гарантировать качество и оперативность предоставления информационных, интерактивных, транзакционных услуг для населения, бизнеса и государственных органов;
- снизить издержки на сопровождение и администрирование всей информационной структуры;
- создать гибкую информационную систему – с высокой степенью адаптации к изменениям законодательства РК, не требующую значительных затрат.
- повысить качество управленческих решений и эффективность контроля в области управления бюджетными ресурсами и государственными финансами;
- повысить эффективность управления и сократить непроизводительные затраты;
- повысить эффективность предоставления государственных услуг для населения и бизнес-сообщества.
Преимущества для государства
- Оперативность и повышение эффективности взаимодействия государственных ведомств
Все сопутствующие процессы по управлению бюджетом переведены в электронный формат, централизованы, что сделало межведомственное взаимодействие более эффективным.
- Качество и достоверность
Автоматическая консолидация информации позволяет исключить «человеческий фактор»;
- Экономия
Снижение издержек и трудовых ресурсов на сбор и консолидацию большого количества отчетов;
Преимущества для населения и бизнеса
- Cнижение административных барьеров и повышение оперативности и качества оказания услуг Министерством финансов РК и его структурными подразделениями;
- Электронная аккредитация аудиторов, получение лицензий в рамках компетенции МФ РК и др.;
- Возможность создания новых электронных услуг, таких как электронные аукционы по продаже недвижимости несостоятельных должников и др.;
- Онлайн доступ к информации по исполнению бюджета страны;
Статистика
- 160 форм финансовой отчетности
- 50 автоматизированных функций Министерства финансов
- 11,4 тыс. - число зарегестрированных пользователей Министерства финансов
Проект е-Минфин в части мер государственной поддержки (МГП)
Система подсубъектного мониторинга мер государственной поддержки предназначена для оценки эффективности мер государственной поддержки (финансовых) субъектам предпринимательства. Оценка осуществляется в соответствии с Методикой проведения анализа эффективности реализации предоставления мер государственной поддержки по бюджетной, финансово-экономической и социально-экономической эффективности.
Система как информационно-аналитический инструмент консолидирует данные статистической информации по субъектам предпринимательства, производительности, эффективности (бюджетная, финансово-экономическая, социально-экономическая), электронным счет-фактурам, экспорте и импорте.
Система позволяет произвести оценку эффективности мер государственной поддержки в разрезе государственных программ (Нурлы жол, ДКБ, ГПИИР, НПА, Экономика простых вещей, План совместных действий, Развитие АПК, ДКЗ (COVID-19), Занятость).
ИС Система управления рисками (далее-СУР)
Назначением ИС СУР является осуществление оценки степени риска налогоплательщиков, их документов и налоговой отчетности, а также их действий, включая хозяйственную деятельность, для выявления недобросовестных налогоплательщиков с целью применения к ним мероприятий налогового и таможенного контроля. Выявление и определение добросовестных налогоплательщиков для исключения излишних контрольных мероприятий и стимулирования всех налогоплательщиков стремиться исполнять налоговые и таможенные обязательства.
Задачи ИС СУР
- повышение поступлений в бюджет;
- сокращение недоимки;
- сокращение количества выписываемых уведомлений;
- повышение результативности / эффективности камерального контроля;
- снижение количества представления дополнительных ФНО;
- сокращение количества комплексных, тематических и встречных налоговых проверок;
- увеличение сумм доначислений на 1 налоговую проверку;
- повышение удовлетворенности общества;
- увеличение объема собираемых налогов и таможенных платежей в бюджет, за счет эффективного администрирования на 5% ежегодно;
- повышение уровня удовлетворенности - для субъектов предпринимательства и населения до 98%.
Основной функциональный состав Интегрированной автоматизированной информационной системы «е-Минфин»
Основные функции подсистемы СУР/ФК:
- Осуществление финансового контроля;
- Контроль качества;
- Ситуационный центр;
- Сервер анализа рисков;
- Настройка процесса оценки рисков;
- Планирование финансового контроля;
- Формирование отчетов.
Данные функции обеспечивают выполнение следующих основных задач создания и внедрения СУР/ФК:
- повышение качества планирования деятельности в области внутреннего государственного финансового контроля;
- повышение прозрачности в области внутреннего государственного финансового контроля;
- внедрение инструмента, содействующего принятию управленческих решений;
- повышение качества управления деятельностью территориальных подразделений КВГА;
- сосредоточение контроля только на субъектах, которые могут создать риск в контролируемой сфере;
- увеличение охвата контроля и мониторинга объектов;
- снижение расходов бюджетных средств на осуществление финансового контроля;
- повышение эффективности финансового контроля.
Основные функции подсистемы СП:
- формирование и мониторинг исполнения ключевых показателей деятельности;
- мониторинг исполнения стратегического плана посредством мониторинга исполнения ключевых показателей деятельности;
- управление рисками не достижения стратегических целей и задач;
- автоматизированный процесс построения отчетности.
Основные функции подсистемы Кадры:
- кадровый учет;
- мониторинг государственных служащих;
- сокращение трудовых и временных затрат на актуализацию информации;
- обеспечение кадровых служб и руководства эффективными инструментами для формирования оперативной отчетности и средствами анализа;
- эффективное сотрудничество кадровых служб с другими структурными подразделениями (финансового учета, управленческого учета).
- расчет заработной платы и командировочных
Подсистема БУ позволяет осуществлять следующие основные функции:
1) Свод периодической и годовой бухгалтерской отчетности по исполнению плана финансирования по МФ РК:
- ввод и хранение первичных и промежуточных финансовых документов;
- сквозной контроль прохождения госбюджетных средств по отраслевой вертикали;
- ведение госбюджетных классификаторов;
- учет основных средств организации;
- закупки и учет материальных ценностей;
- расчеты в иностранных валютах;
- поддержка бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства РК.
2) Ведение ежедневного бухгалтерского учета и контроль исполнения плана финансирования:
- формирование единой информационной базы обработки первичных бухгалтерских документов;
- ведение аналитического учета в разрезе специфик и источников финансирования;
- поддержка оформления всех необходимых хозяйственных операций;
- сбор, накопление и хранение аналитических и синтетических данных о проведенных бухгалтерских проводках;
- анализ результатов проведенных операций.
3) Интеграция с ИИСК в части обмена данными по планам, договорам, счетам к оплате, отчетности и т.д..
Основные функции подсистемы ИТ обеспечение:
- учет средств вычислительной техники и лицензионного программного обеспечения (далее – Учет СВТ и ЛПО);
- мониторинг производительности, мощностей и ИБ;
- ведение стандартов в ИТ сфере;
- управление проектами развития;
- управление инцидентами и изменениями.
Основные функции подсистемы Юридическое обеспечение:
- ведение учета поступающих судебных и исполнительных документов с постоянным дополнением движения дела (промежуточное исполнение, продление, окончательное исполнение);
- осуществление контроля над ходом исполнения судебных и исполнительных документов;
- осуществление поиска документов по данным истца (взыскателя), по датам поступления, по датам исполнения, по наименованиям судов, по предметам исков (вид правонарушения);
- формирование отчетности.
Основные функции подсистемы ЛАД:
- Ведение реестров (лицензий, аудиторских организаций, аудиторов, профессиональных аудиторских организаций, профессиональных организаций бухгалтеров, организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров, сертифицированных бухгалтеров, палат оценщиков);
- Мониторинг деятельности аудиторских организаций, аккредитованных профессиональных организаций бухгалтеров (ПОБ), аккредитованных организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров (ОПСБ) и профессиональных аудиторских организаций (ПАО), палат оценщиков – путем приема и анализа регламентной отчетности
- Формирование отчетности по результатам деятельности КВГА в части сбора и обработки информации по лицензированию аудиторской деятельности
Основные функции подсистемы ГЗК:
- планирование, обслуживание и погашения бюджетных кредитов;
- учет выпущенных специальных государственных ценных бумаг на внутреннем рынке;
- мониторинг получения, погашения и обслуживания государственных займов;
- мониторинг государственных обязательств по договором государственно-частного партнерства;
- регистрация договоров по бюджетным кредитам, займам и ГЧП;
- формирование отчетности по государственному долгу;
- обеспечение учета долговых обязательств по правительственным требованиям, возникающих в результате бюджетного кредитования.
Подсистема БЗиПФ реализует следующие функции в рамках бюджетного планирования:
- расчеты по видам расходов по бюджетной программе (подпрограмме);
- формирование проекта бюджетной заявки;
- консолидация данных на уровне АБП МФ РК, формирование сводного проекта бюджетной заявки;
- согласование проекта бюджетной заявки;
- формирование проекта БЗ на уточнение бюджета текущего года;
Подсистема БЗиПФ реализует следующие функции в рамках финансово – экономического планирования:
- формирование планов финансирования по обязательствам и платежам в соответствии с ЕБК с разбивкой по месяцам для ГУ и АБП;
- согласование планов финансирования ГУ и АБП по обязательствам и платежам;
- консолидация индивидуальных планов финансирования по обязательствам и платежам ГУ до плана финансирования по обязательствам и платежам АБП МФ РК;
- внесение изменений в индивидуальные планы финансирования ГУ и планы финансирования АБП по обязательствам и платежам;
- передача сводного плана финансирования МФ РК и индивидуальных планов финансирования ГУ, входящих в структуру МФ РК и справок на внесение изменений в планы финансирования в ИС «Казначейство-клиент»;
- передача данных по планам финансирования ГУ (входящих в структуру МФ РК) и внесенных изменений в них в подсистему БУ;
- передача и хранение электронных документов в компоненте «Архив исторических данных» подсистемы ХД.
Подсистема БЗиПФ реализует следующие функции в рамках формирования отчетности:
- формирование стандартной отчетности в разрезе процессов формирования плана финансирования;
- формирование аналитической отчетности по исполнению индивидуальных планов финансирования ГУ.
Основные функции подсистемы Консолидация:
- настройка правил и сроков предоставления, правил сопоставления и консолидации отчетности;
- настройка взаимопогашаемых операций – операций, осуществляемых при формировании государственного бюджета и бюджета области, а также отчетов об исполнении, связанные с исключением сумм трансфертов, бюджетных кредитов и других денег, передаваемых из одного уровня бюджета на другой, в целях исключения двойного учета;
- предоставление государственными учреждениями, администраторами бюджетных программ, уполномоченными органами по исполнению бюджетов следующих видов консолидированной и отдельной отчетности:
- финансовая отчетность;
- бюджетная отчетность;
- отчет о кредиторской и о дебиторской задолженности;
- отчетность по исполнению бюджетов;
- отчет о движении денег на КСН НФ;
- отчетность по мониторингу исполнения доходной части республиканского бюджета;
- отчетность по мониторингу реализации бюджетных программ, бюджетных инвестиционных проектов, целевых трансфертов;
- согласование уполномоченными органами по исполнению бюджетов и администраторами бюджетных программ соответствующих данных отчетности;
- консолидация отчетности, в том числе с учетом документов взаимопогашаемых операций.
Основными функциями АЦ являются формирование отчетности:
- по исполнению бюджетов;
- о дебиторской и кредиторской задолженности за счет бюджетных и прочих средств;
- о движении денег на КСН НФ РК;
- отчетов для международных статистических организаций и иных организаций;
- специфических отчетов по направлениям деятельности;
- портальной отчетности для публикации на внешнем сайте МФ РК;
- отчетов для формирования статистического бюллетеня МФ РК;
- отчетов по платным услугам;
- отчетов о поступлении и расходовании денег от благотворительной и спонсорской и помощи;
- отчетов по исполнению расходной части государственного бюджета;
- отчетов по исполнению доходной части государственного бюджета;
- отчетов для мониторинга межбюджетных отношений РК;
- отчетов по управлению бюджетными деньгами для мониторинга бюджетных изъятий из областных бюджетов, бюджета города Алматы в республиканский бюджет
- отчетов по управлению бюджетными деньгами при учете бюджетных средств на депозитах в НБ РК;
- отчетов для формирования математических моделей, описывающих бизнес-процессы деятельности МФ РК и его структурных подразделений, включая подчиненные территориальные органы;
- реализация инфопанелей и мобильных версий отчетов.
Подсистемой ИШ реализуются следующие функции:
- взаимодействие в части получения ХД из АИИС ЭГЗ текущих значений по государственным закупкам для обеспечения потребностей подсистемы СУР/ФК (для расчета критериев риска);
- взаимодействие подсистемы БУ и ИС «Казначейство-Клиент» в части регистрации заявок на создание/обновление сведений о поставщике, на создание счета на оплату, на регистрацию ГПС (гражданско-правовой сделки), на конвертацию/ реконвертацию валюты, перевод денег в иностранной валюте, получение обновленных статусов документов, получение банковской выписки;
- взаимодействие компонента НСИ с подсистемой Кадры по актуализации сведений об организационной структуре МФ РК, сведений о штатных должностях МФ РК, сведений о сотрудниках МФ РК, данных производственного календаря МФ РК, источником которых выступает подсистема Кадры;
- взаимодействие компонента НСИ с ИИСК (через выделенный дельта-сервер) для актуализации в НСИ справочников;
- взаимодействие компонента НСИ с Агентством РК по статистике для актуализации в НСИ справочников и классификаторов;
- взаимодействие компонента НСИ с АИИС ЭГЗ для актуализации в НСИ справочников;
- взаимодействие компонента НСИ с ГБД «Юридические лица» для актуализации в НСИ Справочника юридических лиц;
- взаимодействие компонента НСИ с ГБД «Физические лица» для актуализации в НСИ Справочника физических лиц;
- интеграция ИАИС «е-Минфин» с информационной системой «Адресный регистр» в части передачи адресных сведений;
- взаимодействие компонента НСИ с НБ РК для актуализации в НСИ справочника банков, курсов валют, кодов назначения платежей;
- взаимодействие Web-портала МФ РК с ИНИС в части получения регистрационных данных аутентифицируемых пользователей;
- использование криптографических средств защиты информации и стандартизированных механизмов аутентификации ИС при взаимодействие ИАИС «е-Минфин» с внешними ИС в части отправки/получения электронных документов4
- взаимодействие подсистемы ЛАД с ГБД «е-Лицензирование» в части получения заявлений по лицензированию;
- взаимодействие ИАИС «е-Минфин» с АИС «Специальные учеты» (КПСиСУ ГП РК) по передаче данных;
- передача данных по поступлениям от ИИСК (Комитет казначейства МФ РК) в УЦЛС (КГД МФ РК) с целью разноски по лицевым счетам плательщиков;
- передача данных по поступлениям от ИИСК (Комитет казначейства МФ РК) в ППО ТАИС-2 (ИС КГД МФ РК) с целью разноски по лицевым счетам плательщиков;
- передача данных по поступлениям от ИИСК (Комитет казначейства МФ РК) в ИС «Реестр государственной собственности» (КГИП) с целью разноски по лицевым счетам плательщиков;
- взаимодействие с ГБД «е-Лицензирование» с целью автоматизации услуги «Регистрация лиц, имеющих право осуществлять деятельность реабилитационного и (или) конкурсного управляющих и (или) администратора внешнего наблюдения, и снятие их с регистрации»;
- взаимодействие компонента НСИ с подсистемой БУ по актуализации справочных данных;
- взаимодействие компонента НСИ с подсистемой СУР/ФК по актуализации справочных данных;
- взаимодействие компонента НСИ с CRM –подсистемами;
- взаимодействие подсистемы БУ и АИИС ЭГЗ;
- интеграция ИАИС «е-Минфин» (подсистема ГЗК) с «Реестр эмиссионных ценных бумаг» в части получения сведений по ГЦБ, присвоении НИН;
- интеграция ИАИС «е-Минфин» (подсистема ХД) с ИИС Счетного комитета по передаче данных по исполнению Республиканского бюджета;
- интеграция подсистемы ХД ИАИС «е-Минфин» и СИО ПСО ГП РК в части передачи данных об электронных государственных закупках и сведений по платежам ИИСК;
- получение статистических показателей от ИИС «е-Статистика»;
- взаимодействие ИАИС «е-Минфин» и ИС «Государственный реестр» в части передачи сведений о государственном имуществе, планах и результатах финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий;
- интеграция подсистемы БЗиПФ ИАИС «е-Минфин» с ИС «Казначейство-клиент» в части передачи сводного плана финансирования МФ РК и индивидуальных планов финансирования государственных учреждений входящих в структуру МФ РК;
- информационный обмен ИС «ГосРеестр» и ХД ИАИС «е-Минфин» по получению ключевых показателей деятельности КГИП МФ РК по эффективности управления государственным имуществом;
- передача справочных данных из компонента НСИ подсистемы ХД в подсистему Консолидация ИАИС «е-Минфин»;
- информационный обмен ИАИС «е-Минфин» (подсистема ГЗК) с АРМ «Эмитент» («Центральный депозитарий ценных бумаг») в целях получения сведений по ГЦБ;
- информационный обмен ИАИС «е-Минфин» (подсистема ГЗК) с ИС «Казахстанская фондовая биржа» (Торговая система «KASE») в целях получения сведений по ГЦБ;
- информационный обмен ИАИС «е-Минфин» с ИС «е-Кызмет»;
- информационный обмен ИИС ФУПФ с подсистемой БЗиПФ в части передачи сводного ПФ МФ РК и индивидуальных ПФ ГУ, входящих в структуру МФ РК.
Основными функциями ХД являются:
- возможность в удобном виде получения данных в разрезе необходимых показателей (витрина данных);
- обеспечение единого управления и представления нормативно-справочной информации для Министерства в рамках объема проекта Е-Минфин;
- Управление НСИ осуществляется только в части НСИ, являющейся общей для всех ведомств (комитетов) МФ РК, т.е. специфичные справочники Комитетов и ведомств, которые не дублируются в других системах не включаются в Управление НСИ;
- единое представление оперативных и аналитических данных в рамках отдельных Комитетов МФ РК;
- хранение и представление аналитических данных (и при необходимости оперативных данных) от Комитетов для МФ РК;
- обеспечение непротиворечивости данных, используемых для принятия решений в МФ РК;
- оптимизацию информационных потоков, повышение их актуальности и достоверности.
Основные функции подсистемы Web-портал:
- предоставление возможности пользователям ИАИС «е-Минфин» саморегистрации с использованием сертификата НУЦ РК;
- аутентификация и авторизация на Web-портале с использованием сертификата НУЦ РК
- аутентификация и авторизация пользователя в единой точке входа подсистем ИАИС «е-Минфин».
Интегрированная автоматизированная информационная система «Е-Минфин», в рамках ввода в промышленную эксплуатацию, согласно Закону Республики Казахстан «Об информатизации», прошла аттестационное обследование на соответствие требованиям информационной безопасности. По результатам обследования, информационная система «е-Минфин» получила Аттестат соответствия информационной системы требованиям информационной безопасности и принятым на территории Республики Казахстан стандартам №184.2015.149.
На основании полученного Аттестата, Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 марта 2016 года №127 информационная система «е-Минфин» была введена в промышленную эксплуатацию.